Первый воздушный таран

Воздушный таран как оружие победы советских летчиков в первые годы Великой Отечественной войны.
В первый день Великой Отечественной войны таран совершили 15 советских лётчиков. В дальнейшем этот приём стал применяться настолько часто, что среди немецких пилотов стал ходить слух об эскадрильях «смертников» в советских ВВС.
Первым обосновал возможность тарана русский авиатор Н.А.Яцук:
«возможно, что в исключительных случаях лётчики будут решаться таранить своими аэропланами чужой».
А первым воздушный таран 8 сентября 1914 года в районе Львова осуществил русский лётчик штабс-капитан Пётр Николаевич Нестеров. Он протаранил австрийский самолёт-разведчик, в результате чего погибли он сам и вражеский экипаж.
Таким образом, и теорию и практику воздушного тарана впервые отработали именно российские лётчики. В годы Великой Отечественной войны совершались не только воздушные тараны, но и так называемые «огненные» тараны, когда летчик направлял самолёт на наземные или надводные цели.
Но все тараны проводили не целенаправленно, а только после того как самолеты были подбиты. Также никаких приказов и других директив советским командованием не отдавалось.
Но зато таран любили советские пропагандисты, которые не обходили такие случаи своим вниманием. Выпускались плакаты и статьи, в которых воспевался этот способ уничтожения противника как героический и славный.
Техника для «воздушного тарана»
Специальной инструкции как таранить не было. Каждый пилот применял свою индивидуальную технику.
При этом, самым эффективным считался таран пропеллером по хвосту самолёта. Он был и самым безопасным, когда пилот совершивший таран мог остаться строю и даже совершить ещё один таран. Также, в 1942 году военный инженер Лев Григорьевич Головин предложил проект небольшого истребителя-перехватчика войскового сопровождения. Перехватчик не имел никакого вооружения и должен был таранить вражеские самолёты. Он не требовал аэродрома и мог запускаться с пусковой установки, а спускаться на манер планера, выпуская парашют.
Ночной таран Талалихина
Одним из первых (и самый известных) ночной воздушный таран совершил В.В.Талалихин.
Ви́ктор Васи́льевич Талали́хин (18 сентября 1918, Тепловка, Вольский уезд, Саратовская губерния, РСФСР — 27 октября 1941, Подольский район, Московская область, СССР) — военный лётчик, заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка ПВО 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО, младший лейтенант. Герой Советского Союза. Одним из первых в СССР совершил ночной воздушный таран немецкого самолёта-бомбардировщика.
В ночь на 7 августа 1941 года на И-16 тип 29 одним из первых военных лётчиков РККА произвёл таран в ночном воздушном бою над Москвой в Великой Отечественной войне, сбив в небе Москвы бомбардировщик He-111 лейтенанта И. Ташнера из состава 7-й эскадрильи 26-й бомбардировочной эскадры. Самолёт Талалихина упал в лес вблизи деревни Степыгино (ныне — городской округ Домодедово), а сам раненый лётчик на парашюте спустился в речку Северку. В бою также выжил пилот He-111 Р. Шик —
Таран против асов
В начале войны немецкие пилоты были на голову выше большинства советских лётчиков. Опыт и боевое мастерство позволяло немецким пилотам без наказано господствовать в воздухе.
Советские лётчики в ответ на это стали использовать воздушный таран, к которому немцы были совершенно не готовы.
Уже, 5 ноября 1941 года рейхсминистр авиации Герман Геринг выпустил приказ о том, чтобы немецкие лётчики не приближались к советским самолётам ближе чем на 100 метров.
Немецкие лётчики и сами уже испытывали психологический дискомфорт от встреч с советскими лётчиками. Поэтому, советские воздушные тараны стали прологом будущих побед советских воздушных асов над Люфтваффе.
В последующем, начиная с 1943 года, советские лётчики освоив новую и более мощную авиатехнику стали на равных воевать с немецкими пилотами. А в 1944 году они завоевали «господство в воздухе». И таранов становилось всё меньше.
Тем более, в сентябре 1944 года советское руководство официально уведомило лётчиков о совершении тарана только в самом крайнем случае.
Таким образом, никаких особых эскадрилий смертников в советских ВВС в годы войны не было. Зато были храбрые и беззаветно преданные Родине люди, которые шли на все, вплоть до тарана, чтобы уничтожить грозного врага.
©
История и культура Евразии

Читайте также: